Роль должностных лиц части предупреждение происшествий с техникой

роль должностных лиц части предупреждение происшествий с техникой

Приложение N 1 к Руководству (п.17)

ПЕРЕЧЕНЬ рекомендуемых мероприятий по предотвращению авиационных происшествий

В объединении

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий.Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;уточнение правильности расчетов минимальных безопасных высот в районах аэродромов — ежегодно.Из-за сваливания и срыва в штопор:разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;анализ качества техники пилотирования руководящего состава объединения, соединений и отдельных частей по материалам объективного контроля — 1 раз в месяц.Из-за ошибок на взлете и посадке:разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;анализ состояния метеообеспечения и меры по повышению его качества — 1 раз в месяц.Из-за превышения эксплуатационных ограничений:разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий.Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических учений:разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;организация проведения летных смен с использованием воздушных судов — постановщиков помех и в условиях ограниченного радиообмена — в период подготовки к летно-тактическому учению.


В соединении

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:обеспечение командных пунктов частей прямыми связями с районным центром единой системы ОрВД.Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:проверка знания района полетов у летного состава, лиц группы руководства полетами, расчетов командных пунктов, а также порядка расчета минимальных безопасных высот — не реже 1 раза в год.Из-за сваливания и срыва в штопор:проверка инструкторов в практических полетах для определения уровня летно-методических навыков — 1 раз в год;анализ качества техники пилотирования руководящего состава соединения по материалам объективного контроля — 1 раз в месяц.

Из-за попадания в опасные явления погоды:проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ, связанных с неправильной оценкой погоды руководящим составом — 2 раза в год;Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических учений:занятия по анализу АП и серьезных АИ, происшедших при выполнении боевых стрельб и летно-тактических учений, с летным составом и лицами группы руководства полетами, расчетами командных пунктов в период подготовки к летно-тактическому учению.

В авиационной части

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ перед групповыми полетами — не реже 2 раз в год;проведение показного тренажа «пеший по-летному» с руководящим составом — не реже 1 раза в год;проведение тренажа «пеший по-летному» по упражнениям плановой таблицы в период предварительной подготовки.Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:проведение семинара по изучению причин АП и серьезных АИ с личным составом, группой руководства полетами, руководителями полетов на полигоне — 1 раз в период обучения;уточнение порядка использования радиолокационных средств, установленных на командно-диспетчерских, командных пунктах, — ежегодно.Из-за сваливания и срыва в штопор:анализ качества техники пилотирования руководящего летного состава части по материалам объективного контроля — 1 раз в месяц.Из-за попадания в опасные явления погоды:проведение практических занятий с летным составом и группой руководства полетами по методике оценки погодных условий, проведения разведки и доразведки погоды — 1 раз в период обучения.Из-за превышения эксплуатационных ограничений:проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ, происшедших из-за превышения ограничений, — 1 раз в период обучения.Из-за ошибок в ходе учений:проведение летучек и групповых упражнений в соответствии с темой летно-тактического учения и отработкой вопросов БзП непосредственно перед полетами;определение порядка эшелонирования и захода на посадку воздушных судов, участвующих в летно-тактических учениях.Из-за попадания вертолетов в левое самопроизвольное вращение:специальные занятия по безопасности полетов — 1 раз в период обучения;тренажи с летным составом — ежемесячно.

Заместителям командира авиационной части

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:определение мер безопасности в методических разработках на всех этапах полета по предотвращению опасных сближений и столкновений — ежегодно.Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

проведение тренажей с группой руководства полетами по использованию высотомеров и выносных индикаторов системы посадки — в дни предварительной подготовки.Из-за сваливания и срыва в штопор:проведение занятий по изучению физического смысла маневренных возможностей воздушных судов с практическими расчетами — 2 раза в год;проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ за последние 5 лет — 2 раза в год.Из-за попадания в опасные явления погоды:уточнение в методических схемах порядка проведения разведки погоды, определение граничных значений метеоэлементов для каждого задания — 1 раз в год;проверка состояния метеоприборов — 1 раз в квартал;проведение комплексных тренажей с лицами ГРП по действиям при ухудшении погоды — в день предварительной подготовки 1 раз в месяц.Из-за ошибок на взлете и посадке:проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ за последние 5 лет из-за ошибок на взлете и посадке — 1 раз в год.Из-за превышения эксплуатационных ограничений:проведение занятий и прием зачетов по знанию физической сущности эксплуатационных ограничений — 1 раз в период;анализ и оценка правильности эксплуатации авиационной техники на земле и в воздухе по материалам объективного контроля — после летного дня (ночи);проведение тренажей на авиационной технике по закрытию фонарей — в парковые дни.

Начальникам служб авиационной части

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:прием зачетов у лиц группы руководства полетами и расчетов командных пунктов по правилам эшелонирования — 2 раза в год;проведение тренажей с лицами группы руководства полетами, расчетами командных пунктов по эшелонированию — ежемесячно;контроль учета поправок на высотомерах;нанесение эшелонов воздушных трасс, обозначенных на индикаторах кругового обзора радиолокационных станций;проведение тренажей с лицами группы руководства полетами по формированию потока воздушных судов для завода на посадку перед каждыми полетами.Из-за столкновений с рельефом местности:проведение семинара с летным составом и лицами группы руководства полетами по мерам безопасности при полетах в горно-холмистой местности — 2 раза в год;нанесение секторов минимально безопасных высот на планшеты и индикаторы кругового обзора, проверка наличия схем секторов закрытия радиолокационных станций.Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических упражнений:изучение с летным составом, расчетами командных пунктов и группой руководства полетами указаний по обеспечению БзП на учениях и проверках боевой готовности.

Командирам авиационных эскадрилий

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:выявление летчиков, допускающих ошибки, определение натренированности, установление максимальных перерывов в групповых полетах с последующим докладом на методическом совете — не реже 1 раза в год;прием зачетов по правилам групповых полетов — 2 раза в год;проведение тренажей по порядку ведения осмотрительности и правильным действиям при потере ведущего на предварительной подготовке и перед полетами.Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:прием зачетов у летного состава по правилам визуального полета и порядку перехода к приборному — 2 раза в год.Из-за сваливания и срыва в штопор:проведение тренажей по определению признаков сваливания и глубокой спирали и действиям при этом — в дни предварительной подготовки;

проведение семинара по особенностям устойчивости и управляемости воздушного судна — 2 раза в год;оценка натренированности летного состава в выполнении сложного (высшего) пилотажа по материалам объективного контроля с последующим докладом на методическом совете — 1 раз в год.

Приложение N 3. Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в руководстве полетами и организации воздушного движения

Приложение N 3 к Руководству (п.50)

Опасные факторы

Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов

1

2

1. Нарушения (упущения) в соблюдении установленных порядка и правил руководства полетами (обслуживании воздушного движения)

1. Осуществление государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации специально уполномоченным органом в области обороны.2. Постоянный контроль со стороны старших авиационных начальников (проверяющих) за соблюдением установленных порядка и правил руководства полетами (обслуживанием воздушного движения) с учетом особенностей организации руководства полетами на аэродромах авиаремонтных заводов и предприятиях промышленности, вертолетов, с авианесущих кораблей и полетами гидросамолетов, внеаэродромными полетами и перелетами.3. В случае выявления в процессе полетов командирами (начальниками, проверяющими) нарушений (упущений) в соблюдении установленных порядка и правил руководства полетами (обслуживании воздушного движения) они обязаны принять решение на ограничение или прекращение полетов.

2. Недобросовестность должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) при личной подготовке к руководству полетами

1. Организация всестороннего контроля готовности должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) в целях исключения допуска к руководству полетами неподготовленных специалистов, проведение инструктажа дежурных смен и разбора их работы.2. Предоставление дополнительного времени на подготовку к руководству полетами или отстранение от руководства полетами (управления воздушным движением) должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) при выявлении недостатков в их личной подготовке при проведении контроля готовности.

3. Недостаточная профессиональная подготовка должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД)

1. Должностные лица группы руководства полетами и дежурных смен центров единой системы ОрВД должны иметь специальную подготовку, при необходимости, сертификат (свидетельство) и соответствующий допуск к руководству полетами (управлению воздушным движением).

2. Должностные лица группы руководства полетами (органов ОрВД) должны периодически или по необходимости проходить обучение на специальных курсах в центрах подготовки (учебных заведениях) с целью освоения новых комплексов по управлению воздушным движением и повышения профессиональной подготовки.

3. В объединениях, соединениях, военных авиационных институтах и авиационных частях ежегодно проводятся сборы (специальные занятия) со всеми должностными лицами группы руководства полетами (с привлечением специалистов центров ОрВД) с целью повышения их профессиональной подготовки и проверки знаний. По результатам проведения сборов издаются приказы соответствующих командиров (начальников) с указанием недостатков в профессиональной подготовке должностных лиц группы руководства полетами и допуске их к руководству полетами по результатам сдачи зачетов.

4. Использование для проведения тренировок (тренажей) цифровых учебных тренажеров типа «Репитер», «Манеж», «Марка» и оборудование рабочих мест пунктов управления, а также автоматизированных средств управления в режиме «Тренаж» («Рубеж», «Фазенда», «Эталон» и другие).

5. Организация постоянного контроля за уровнем натренированности должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД), отсутствие перерывов в руководстве полетами (управлением воздушным движением), строгое соблюдение методик допуска должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) к руководству полетами (управлением воздушным движением) при перерывах, превышающих установленные сроки, с учетом фактического уровня подготовки.

4. Нарушения (упущения) взаимодействия должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД)

1. Порядок взаимодействия военных и гражданских секторов центров определяется инструкциями по взаимодействию должностных лиц дежурных смен военных и гражданских секторов центров единой системы ОрВД между собой и с другими органами, деятельность которых связана с использованием воздушного пространства.

2. Дежурные смены военного и гражданского секторов центра должны размещаться в общем зале.

3. Организация и проведение периодических тренажей (тренировок) по организации взаимодействия должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) при управлении экипажами на различных этапах полета, оказании помощи при возникновении в полете особых (аварийных) ситуаций, полных или частичных отказах средств управления полетами.

5. Нарушения (упущения или ошибки) должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) вследствие снижения работоспособности

1. Обязательное ежегодное медицинское освидетельствованное должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД), прохождение медицинского осмотра в период предполетной подготовки.

2. Анализ плановых таблиц полетов на соответствие нагрузки на должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) уровню их профессиональной подготовки (интенсивность полетов по часам, количество экипажей, находящихся под управлением одновременно, характер полетных заданий и т.д.).

Глава II. Обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления за организацию работы по предотвращению авиационных происшествий. Органы безопасности полетов

Глава II. Обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления по организации работы по предотвращению авиационных происшествий. Органы безопасности полетов

Обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления

7. Руководитель (командир, начальник) органа управления отвечает за организацию работы по предотвращению авиационных происшествий.Руководитель (командир, начальник) органа управления обязан:знать требования нормативных документов по организации летной работы и обеспечению безопасности полетов (далее именуется — БзП) в государственной авиации;осуществлять постоянное руководство всеми видами деятельности подчиненных структур, связанными с организацией полетов и безопасным их выполнением;руководить работой должностных лиц органов БзП;организовывать своевременное и качественное планирование работы органа управления по предотвращению авиационных происшествий;проводить систематический анализ состояния безопасности полетов на основе личных наблюдений, докладов и информации, оценивать деятельность должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий в подчиненных органах управления;контролировать выполнение мероприятий программ и планов по предотвращению авиационных происшествий и их обеспеченность финансовыми и материально-техническими средствами;осуществлять подбор (по согласованию с вышестоящим органом БзП) и организовывать подготовку специалистов органов БзП, контролировать уровень подготовки руководителей (командиров, начальников) подчиненных органов управления в вопросах предотвращения авиационных происшествий.

Органы безопасности полетов

8. К органам безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации относятся:Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации;службы безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций;Центр обеспечения расследования авиационных происшествий государственной авиации;(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753.службы безопасности полетов (отдельные должности с исполнением обязанностей по службе безопасности полетов) авиации видов Вооруженных Сил Российской Федерации;(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753.службы безопасности полетов (отдельные должности с исполнением обязанностей по службе безопасности полетов) авиационных объединений, соединений и воинских частей (организаций);службы и отделы военных образовательных учреждений профессионального образования (далее именуются — военно-учебные заведения), центров, научно-исследовательских организаций, научно-исследовательские лаборатории федеральных органов исполнительной власти и организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение безопасности полетов.

9. Органы БзП предназначены для осуществления специальной деятельности, направленной на предотвращение авиационных происшествий (далее именуются — АП) с воздушными судами государственной авиации в Российской Федерации.

10. Состав органа БзП федерального органа исполнительной власти (организации), видов Вооруженных Сил Российской Федерации определяет соответствующий руководитель органа управления, исходя из состава авиации и решаемых задач. Для обеспечения выполнения задач, возложенных на орган БзП в полном объеме, в его состав должны входить: начальник, инспекторы-летчики (по каждому роду авиации федерального органа исполнительной власти или организации) (штурманы), инспекторы-офицеры по основным видам обеспечения полетов.(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753.Начальник органа БзП подчиняется начальнику (заместителю) соответствующего органа управления. Начальником органа БзП в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации назначается лицо, имеющее специальность летчика (штурмана).

Задачи и права специалистов органов безопасности полетов

11. Основными задачами специалистов органов БзП являются:выявление опасных факторов (потенциальная причина (фактор), проявление которых в полете может привести к АП);проведение профилактических мероприятий по предупреждению АП в авиационной системе, недостатков и нарушений в организации, выполнении, управлении и обеспечении полетов, разработка совместно с управлениями, отделами и службами мероприятий по устранению или снижению влияния опасных факторов, недостатков и нарушений, контроль обоснованности и достаточности программ предотвращения АП;организация своевременного доведения до авиационного персонала оперативной, периодической и представляемой по запросу информации об АП и авиационных инцидентах (далее именуются — АИ);организация работы подчиненных органов БзП (отдельных должностных лиц с исполнением обязанностей по службе БзП) по профилактике АП и АИ с государственными воздушными судами, профессиональной подготовке, контроль полноты исполнения обязанностей личным составом этих служб;оценка состояния БзП, ее объективность, полнота и своевременность выявления АИ, оперативность и достоверность докладов по результатам их расследований.Кроме того, на органы БзП федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе научно-исследовательские лаборатории отделов и служб высших военно-учебных заведений (учебных заведений), центров, научно-исследовательских организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение БзП, возлагается:участие в разработке курсов боевой (летной) подготовки, программ переучивания, методических пособий и других материалов в части, касающейся безопасности полетов;участие в работе комиссий по оценке соответствия тактико-техническим заданиям показателей надежности, эргономичности и безопасности полетов испытываемой авиационной техники;участие в разработке нормативных документов, определяющих порядок проведения испытаний авиационной техники в части, касающейся обеспечения их безопасности.

12. Должностные лица органов БзП в пределах возложенных на них обязанностей имеют право:запрещать полеты экипажам от заместителя руководителя (командира, начальника) и ниже в своем органе управления, всем экипажам в нижестоящих органах управления при выявлении нарушений и недостатков, угрожающих безопасности полетов, с докладом (информированием) соответствующим руководителям (командирам, начальникам);приостанавливать в части, касающейся организации выполнения, управления и обеспечения полетов, исполнение обязанностей должностными лицами, допускающими нарушения мер безопасности и требований нормативных правовых актов и служебных документов с докладом (информированием) соответствующим руководителям (командирам, начальникам);отстранять от эксплуатации авиационную технику, средства управления и обеспечения полетов, аэродромы при несоответствии их состояния требованиям нормативных правовых актов и служебных документов по вопросам безопасности полетов с докладом (информированием) соответствующим руководителям (командирам, начальникам);давать должностным лицам обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений и недостатков в части, касающейся безопасности полетов, с докладом (информированием) соответствующим руководителям (командирам, начальникам);заслушивать доклады должностных лиц по организации и выполнению мероприятий, направленных на поддержание безопасности полетов государственных воздушных судов;проверять деятельность авиационного персонала государственной авиации соответствующего федерального органа исполнительной власти или организации, в том числе технику пилотирования, воздушную навигацию и боевое применение летных экипажей;участвовать в разработке служебных документов, определяющих порядок организации, выполнения, управления и обеспечения полетов.Полномочия (права) должностных лиц органов БзП определяются положением о службе БзП соответствующего органа управления, разработанного в соответствии с требованиями Руководства. Положения и должностные обязанности разрабатываются во всех органах БзП, согласовываются с вышестоящим органом БзП и утверждаются их непосредственными руководителями (командирами, начальниками).

Подготовка специалистов органов безопасности полетов

13. Кандидаты на должности в органы БзП отбираются из авиационного персонала и специалистов научно-исследовательских организаций федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих подразделения государственной авиации.

14. Подготовка специалистов органов БзП осуществляется на курсах при высших учебных заведениях, научно-исследовательских организациях и учебных центрах по специально разработанным программам. Подготовка на курсах проводится по профессиональным направлениям с учетом имеющегося опыта работы кандидата — первоначальная подготовка, повышение квалификации, обучение расследованию АП.Программы обучения разрабатываются соответствующими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями, согласовываются с начальником Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти по принадлежности учебного заведения.

Приложение N 7. Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в штурманском обеспечении полетов

Приложение N 7 к Руководству (п. 67)

Опасные факторы

Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов

1

2

1. Столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней

нарушение порядка и правил использования воздушного пространства;плохое знание летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности;нарушение членами экипажа методики использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров;ошибки в расчетах при определении безопасных высот полета;нарушение единой методики учета суммарных поправок барометрических высотомеров;пренебрежение метеорологическим прогнозом на полеты;нарушение методики определения минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов;нарушение установленных схем снижения в районе аэродрома при выполнении захода на посадку;плохое знание методики использования барометрических приборов при выполнении посадки на высокогорный аэродром;

систематический анализ АП и инцидентов из-за столкновения воздушных судов с рельефом местности;

регулярные проверки знания летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот полета, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности;

проведение с летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов семинаров по порядку назначения и выдерживания заданных высот полета;

проведение комплексных тренажей по порядку использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров;проведение классно-групповых занятий по изучению метеорологических условий полета, способствующих возникновению опасности столкновения воздушных судов с препятствиями на земной (водной) поверхности;

формирование (совершенствование) навыков выполнения штурманских расчетов при проведении учений, частных и комплексных тренировок с лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и расчетами командных пунктов;контроль соответствия установленных значений высот полета и схем снижения для захода на посадку, опубликованных в документах аэронавигационной информации, требованиям служебных документов;организация и контроль учета суммарных поправок для барометрических высотомеров;контроль соблюдения методики выполнения расчетов безопасных высот полета по маршрутам, в районе аэродрома и аэродромных зонах;контроль знания личным составом мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности.

плохое знание методики использования барометрических приборов при выполнении посадки на высокогорный аэродром;

нарушение требований нормативных документов при организации подготовки к полетам на малых и предельно малых высотах;

нарушение мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности.

2. Опасное сближение и столкновение воздушных судов в воздухе

нарушение требований нормативных документов, определяющих порядок эшелонирования самолетов в воздухе;нарушение установленных нормативными документами параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома;ошибочные действия дежурных смен ОрВД;преднамеренное отклонение экипажа от заданных маршрута, режима и профиля полета из-за отказов авиационной техники, изменения условий полета и грубых ошибок в навигации;нарушение установленных параметров полета в боевом порядке;недостаточная натренированность в выполнении групповых полетов;

нарушение экипажем мер безопасности при выполнении групповых полетов.

периодический анализ АП и инцидентов из-за опасных сближений и столкновений воздушных судов;контроль уровня натренированности летного состава и своевременное восстановление навыков выполнения групповых полетов;контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов правил эшелонирования;контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов правил выполнения групповых полетов;разработка и внедрение схемы ведения осмотрительности на различных этапах группового полета;контроль параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома. Своевременное внесение изменений в документы аэронавигационной информации;доведение летному составу, лицам группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурным сменам командных пунктов мер безопасности при выполнении групповых полетов.

3. Полная выработка топлива в полете

ошибки в выполнении штурманских расчетов при определении возможностей воздушного судна по досягаемости;вылет без уточнения инженерно-штурманского расчета по фактическим данным метеорологической обстановки на маршруте полета;нарушение экипажем методики контроля расходования топлива в полете;ошибки экипажа в определении минимального остатка топлива, необходимого для ухода на запасной аэродром;формальный контроль штурманской подготовкой экипажа к полету (перелету);ошибочные действия летного состава, лиц группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурных смен командных пунктов при перенацеливании экипажа на запасные аэродромы.

регулярный анализ АП и инцидентов из-за полной выработки топлива или посадки воздушного судна с аварийным остатком топлива;

проведение комплексных тренажей с летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов по расчету (контролю) расходования топлива в полете;контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов исходных данных и методики определения возможностей воздушного судна по досягаемости и времени дежурства в воздухе;уточнение инженерно-штурманского расчета перед вылетом с учетом фактических данных метеообстановки и изменений режима полета;выполнение расчета минимальных остатков топлива, потребных для выполнения полета и посадки на запасной аэродром. Наличие значений минимальных остатков топлива в классах предварительной подготовки к полетам, классах подготовки перелетающих экипажей;организация контроля качества штурманской подготовки экипажей к полету (перелету)

4. Потеря ориентировки в полете

неудовлетворительная организация и управление полетами;нарушение экипажами основных правил навигации;

анализ случаев потери ориентировки и доведение экипажам рекомендации по их недопущению;организация изучения и принятие зачетов по знанию района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования воздушного судна;

нарушение требований служебных документов к организации и выполнению девиационных работ;нарушение правил ведения ориентировки;недостаточное навигационное оборудование района полетов;нарушение методики комплексного использования бортовых и наземных средств навигации;плохое знание района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования в полете;недостаточная подготовка экипажей к полетам в условиях усложнения навигационной обстановки.

организация тренажей с летным составом по методике использования бортовых и наземных средств навигации;контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов порядка действий при потере экипажем ориентировки в полете;своевременное выполнение девиационных и радиодевиационных работ в строгом соответствии с требованиями инструкции по выполнению девиационных и радиодевиационных работ;

контроль правильности составления графиков остаточной девиации и их наличие на борту воздушного судна;организация навигационного оборудования района полетов;

разработка мер безопасности, направленных на исключение случаев потери ориентировки и доведение их летному составу, лицам группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов.

5. Попадание воздушного судна в зоны с опасными для полета метеорологическими условиями:

неудовлетворительный анализ и ошибки прогнозирования погодных условий метеоспециалистами на этапе принятия командиром решения на проведение полетов;несвоевременное информирование экипажей, находящихся в полете, об ухудшении погодных условий и развитии опасных явлений погоды на маршруте полета, полигоне (площадке десантирования) и в районе аэродрома;выдача руководителем полетов заведомо неправильных данных о фактическом состоянии погоды на аэродроме посадки (полигоне, площадке десантирования);

анализ АП и АИ из-за попадания воздушного судна в опасные явления погоды;изучение причин попадания воздушных судов в опасные явления погоды и действий экипажа в этих случаях;обучение летного состава применению бортовых РЛС для обнаружения мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности и построения маневра для их обхода;проведение тренажей по отработке летным составом действий при попадании в метеоусловия, к полету в которых он не подготовлен.

ошибочные действия экипажа при попадании в метеорологические условия, к полетам в которых он не подготовлен;

пренебрежение требованиями служебных документов и мерами безопасности при обходе опасных явлений погоды.

6. АП и АИ при выполнении боевого применения

нарушение требований служебных документов при организации и осуществлении руководства полетами на полигоне (площадке десантирования);недостатки в оборудовании полигона (площадки десантирования) средствами наблюдения за воздушной обстановкой;выдерживание заданного режима полета и места в боевом порядке с грубыми ошибками;нарушение безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения (десантирования);плохое знание летным составом ориентиров в районе полигона (площадки десантирования) и мишенной обстановки;

плохие навыки работы с органами управления прицельно-навигационного оборудования и вооружения воздушного судна;

нарушение мер безопасности при выполнении боевого применения;

плохое знание летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения

анализ АП и АИ, имевших место при выполнении боевого применения;контроль знания летным составом характерных ошибок и случаев нарушения мер безопасности при выполнении боевого применения;проведение с руководителем полетов на полигоне (площадке десантирования) занятий по методике и особенностям руководства, контроля, оказания помощи экипажам при выполнении боевого применения;организация тренажей по порядку работы с органами управления вооружением, прицельно-навигационного оборудования и распределению внимания при работе на боевом пути;доведение личному составу мер безопасности при выполнении боевого применения в период предварительной и предполетной подготовки;контроль знания летным составом безопасных условий применения авиационных средств поражения;контроль знания летным составом мишенной обстановки, способов отыскания и выхода на заданные мишени, порядка маневрирования в районе полигона и ведения радиосвязи;контроль выполнения требований служебных документов по размещению оборудования на полигоне элементов мишенного поля.

Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовлена АО «Кодекс»

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *